В Национальной библиотеке Чувашии состоялось традиционное Годичное собрание Чувашской народной академии наук и искусств. ЧНАНИ – общественная организация, занимающаяся сохранением национального интеллектуально-культурного наследия, аналогов которой в стране, кажется, до сих пор нет. Уже четверть века академия действует без всякой поддержки со стороны республиканской власти, неформально охватывая духовный мир всего чувашского народа. Чем дышит, на какие средства существует и о чем мечтает накануне 25-летнего юбилея Чувашская народная академия, выяснил корреспондент "Idel.Реалии".
Нынешнее Годичное собрание ЧНАНИ прошло в торжественно-стандартном духе. В программу были включены подробный отчет президента академии Евгения Ерагина (заслуженный учитель Чувашии, историк-краевед), выступления ученого секретаря Ивана Дубанова (заслуженный учитель Чувашии, географ, член Чувашского регионального отделения Русского географического общества) и председателя ревкомиссии Владимира Милютина (балетмейстер-постановщик, культуролог, исследователь национальной хореографии), а также приветствия президента Чувашского национального конгресса, депутата Госсовета республики Николая Угаслова и заместителя министра культуры Чувашии Вячеслава Оринова.
Чтобы не распугать впервые заглянувших к академикам высоких гостей, на собрании острых дискуссий разводить не стали. Деловой разговор состоялся позже – на первом заседании президиума ЧНАНИ. В узком кругу активисты академии обсудили планы работ отделений и секций и утвердили перечень общих мероприятий на следующий юбилейный год.
О новом составе и векторах деятельности ЧНАНИ рассказал основатель академии, ее почетный президент кандидат филологических наук Виталий Станьял.
– Виталий Петрович, если судить по биобиблиографическому справочнику "Чувашские народные академики" (2005, 2009) и вашей брошюре "Преодолеем любой рубикон" (2012), создается впечатление, что ЧНАНИ – серьезная и сильная организация. Насколько высока роль академии в жизни чувашского народа?
– В Чувашской Республике нет государственных научных академий или их филиалов, каковые имеются у наших соседей в Казани, Ижевске, Уфе. Потому место Чувашской народной академии исключительно высокое, авторитетное и особенное. Академия действует плодотворно, набирает силу и опыт с каждым годом. Зародилась она в 1992 году как высшая ступень объединения национальных специалистов в рамках Союза чувашских краеведов и до марта 2016 года развивалась в единой паре с краеведческим движением.
На заре "ералашной" перестройки в 1991-1992 годах в Чебоксарах возникли сразу три академии
История возникновения ЧНАНИ своеобразна. "Не было ни гроша, да вдруг алтын", – говорят в таких случаях. На заре "ералашной" перестройки в 1991-1992 годах в Чебоксарах возникли сразу три академии – народная академия, академия наук, национальная академия. Через некоторое время утвержденные постановлениями Президиума Верховного Совета ЧАССР (председатель Эдуард Кубарев) Академия наук Чувашской Республики и Чувашская национальная академия объединились и стали называться Национальной академией наук и искусств Чувашской Республики (1994). Указом Президента Чувашии от 5 ноября 2003 года официальная академия (НАНИ ЧР) была отправлена в Лету (якобы в связи с оптимизацией средств), выжила и продолжает действовать непризнанная властью народная общественная академия (ЧНАНИ).
По списку действительных членов ЧНАНИ сейчас 307 человек
У Чувашской народной академии наук и искусств 11 отделений (общего краеведения и традиционной культуры; истории чувашского народа; народного творчества; медицины и охраны здоровья; языка и словесности; семьи, школы и этнопедагогики; природы и сельского хозяйства и др.). Стабильно работают филиалы в Башкортостане (руководитель Иван Тарасов), Татарстане (вновь назначен Александр Семенов), в Ульяновской области (Николай Казаков), Самарской области (Николай Давыдов), в Москве (вновь избрали Владимира Болгарского) и Санкт-Петербурге (предложена кандидатура Василия Токмакова). По списку действительных членов ЧНАНИ сейчас 307 человек. Кроме этого, почетное звание "Народный академик" достойно носят 215 аксакалов (список опубликован на сайте Союза чувашских краеведов schk.su). Все они – ученые, со степенями и без степеней, со званиями, наградами – имеют свои исследовательские работы или значительные свершения в области гуманитарных наук и культуры чувашского народа.
– Какова материальная и научно-исследовательская база ЧНАНИ? Какие лаборатории, институты, вузы находятся в вашей орбите?
– В собственности у ЧНАНИ нет ни помещения, ни автомобиля, ни штатного сотрудника. Есть огромный энтузиазм, множество друзей, помощников, членов и ассистентов во всех вузах, во многих средних школах и во всех районах республики. Приютили Союз краеведов и народную академию не учреждения Министерства образования и науки, а Национальная библиотека Министерства культуры Чувашии. Лично я до своей кончины буду благодарить нашу боевую и деловую библиотеку.
Институт – государственное учреждение, а академия – полностью народная, на этой почве они пока выглядят соперниками, чем собратьями
Соратником ЧНАНИ в республике единственно мог бы стать Чувашский государственный институт гуманитарных наук. Но он отказал академии даже в юридическом адресе. Было время, когда институт нагло запрещал проводить спрограммированные и объявленные конференции.
Институт – государственное учреждение, а академия – полностью народная, на этой почве они пока выглядят соперниками, чем собратьями. Один пример: когда Союз краеведов и народная академия приступили к подготовке районных и отраслевых энциклопедий, институт чисто по чувашской "забитости" (мĕскĕнлĕх, а может, и по другой причине) встал поперек. Вскоре краеведов отстранили от участия в подготовке общенациональной "Чувашской энциклопедии".
Вместо намеченных вначале 12-и, потом 6-и томов, гуманитарный институт, истратив значительную сумму и резервы, выделенные на выполнение языковой программы, с большими изъянами и еле-еле издал четыре разнокалиберных тома. В то же время сельские краеведы на голом энтузиазме, при поддержке местных администраций и населения, выпустили районные и региональные одно- и двухтомные энциклопедии, академически выдержанные и даже отмеченные в Москве на общероссийском уровне.
Как после этого не сказать, что в высоких кабинетах Чувашии боятся инициатив и духовной силы народа?!
– Что порадовало или огорчило вас на Годичном собрании – 2016?
– Обрадовал полный зал и присутствие делегатов диаспоры. Из филиалов Ульяновской, Самарской областей, Татарстана, Башкортостана, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода приехали с отличными показателями и продуманными планами.
Доклад президента Евгения Ерагина был насыщен примерами. Заботами академии он живет с 1990 года. Именно с ним мы обдумывали первичный контур организации и как не радоваться, что нащупали золотую жилу народных чаяний. Президентом ЧНАНИ Евгений Евстафьевич, не покладая рук, трудится с 2010 года. Отлично, что около него сплотились такие же настойчивые исследователи-организаторы, как Иван Дубанов, Станислав Отрыванов, Анатолий Иванов, Лев Ефимов, Эдисон Патмар, Федор Карягин, Лариса Мышева, Галина Соловьева, Римма Альтина, Владимир Милютин. На этом Годичном собрании вице-президентом утвердили доктора медицинских наук Леонида Иванова, в недавнем прошлом являвшегося президентом Национальной академии наук и искусств Чувашии, а ученым секретарем – Алевтину Павлову, учительницу чебоксарской средней школы.
– Нынешнее Годичное собрание – первое вече академиков после официального отделения от Союза чувашских краеведов. Но оно опять же оказалось полностью краеведческим.
– Да, это действительно так. Хотя некоторые члены президиума академии по скрытым причинам стали противопоставлять себя краеведам и предъявили им ряд выдуманных претензий, сами к годичному собранию пришли с пустыми глазами и не представили на заседании планов и отчетов своих отделений и секций. Выручили краеведы, и я рад, что в академии царит дух взаимопонимания, творческой дружбы, проходит открытое обсуждение проблем, и подобные эксцессы затухают на корню.
Воспользуюсь случаем, скажу, что "развод" с ЧНАНИ пошел на здравие Союзу чувашских краеведов. Союз определил для себя новые пути действия. Стараниями его председателя Сергея Сорокина открыт Центр краеведения и туризма на автомагистрали М-7 (631 км). Первые шаги (проведение традиционных праздников Кĕрсăри, Çăварни, межрегионального Çимĕк, походов по историческим местам, возрождение культурных площадок в деревнях, встречи и семинары в районах) оказались весьма резонансными и результативными.
Некоторые секции работу над общенациональными темами наладить не смогли
Академия, нужно признаться, не успела показать своего обновленного лица. Несколько отделений научных отчетов не подготовили. Некоторые секции работу над общенациональными темами наладить не смогли. Редакционно-издательский отдел никак не может войти в свою колею. Он перестал редактировать и рецензировать рукописи книг. Иногда наш партнер типография "Новое время" под эгидой ЧНАНИ или СЧК печатает недоработанные вещи – на зубоскальство недругам академии.
Благодаря большим трудам и стараниями доктора исторических наук Льва Ефимова (после долгих поисков своей формы) встал на ноги научный журнал "Вестник ЧНАНИ". Теперь в нем отражен весь спектр деятельности академии. Но обещанного три года назад третьего выпуска биобиблиографического справочника "Чувашские народные академики" так и не оказалось. Все еще не открыт сайт ЧНАНИ. Ощущение, что руководители отделений забыли обратиться к готовому перспективному плану академии. Для меня это огорчительно.
– Четверть века для непризнанной официальной властью общественной организации – достаточно долгий срок. Трудный был путь?
– Идти против ветра всегда трудно, но еще труднее пройти административно-чиновничью слякоть. Сто препон на пути, хотя академия как ни на есть благородная, нужная, бессребреная – не какая-нибудь секта или тайно-коммерческая группа. Травили на всю катушку. Для меня до сих пор загадочны совершенно неожиданные трагические смерти второго и третьего президентов Ивана Кокшина и Петра Таллерова. Сколько ненужных треволнений пришлось перетерпеть президентам Петру Тихонову при первой регистрации академии и Евгению Ерагину при повторной – полностью знают только они сами.
Переизбранному на новый срок президенту ЧНАНИ следовало бы целую неделю отдыхать и высыпаться, а он вынужден огибать пороги ведомств, держа на груди 8 всяческих постановлений, требований, уведомлений, актов, решений о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов на 15 тысяч рублей от Пенсионного фонда и налоговой службы. А пенсия у президента академии всего 9 тысяч и нет никаких других источников дохода...
Травля академии за инициативу прекратится, но блокада в официальных СМИ все еще продолжается
Положение немного должно облегчиться. Академики решили скидываться – в виде добровольных взносов. Мне кажется, травля академии за инициативу прекратится, но блокада в официальных СМИ все еще продолжается. Вот объявила академия о подготовке к празднованию 150-летия выдающегося тюрколога Николая Ашмарина. Думаете, какая-нибудь газета Чувашии обмолвилась хоть словом? Нет. Только молодой член ЧНАНИ Николай Плотников на своем "Чувашском народном сайте" поставил информацию. Кособоко смотрят казенные журналисты на общественные организации республики, хоть и не раз говорил президент страны В.В. Путин о поддержке общественных гражданских движений.
Сейчас бы начать второй этап ЧНАНИ – научно-популярный, просветительский, организаторский. В перспективном плане – подготовка 30-томной Чувашской национальной энциклопедии (ЧНЭ), отраслевых энциклопедий (по культуре, педагогике, языку, литературе, флоре и фауне и т.д.), национального календаря, книг по древней истории народа, издание свода древних актов "чувашики"... И это – по доброй воле, без никакой поддержки из бюджета. Да еще с постоянной "засылкой" какого-нибудь провокатора в ряды активистов общественной организации.
По идее, чувашский народ должен иметь свой филиал Российской академии наук, как удмурты, якуты или башкиры, а не довольствоваться партизанским отрядом народных академиков.
– Как думаете, если ЧНАНИ окрепнет финансово и обзаведется своим помещением, не сможет ли она заменить региональный научный центр РАН?
– В мире национальных институтов и академий (в том числе частных) немало. Но только не в России. В Чувашии о подобном даже заикаться опасно. Хотели когда-то сирых общественников (творческие союзы, Чувашский национальный конгресс, ТЮЗ, национально-культурные автономии и этнокультурные клубы) собрать под крышу Чувашского Дворца и что получили?
Напомню, давным-давно краеведы вышли с предложением построить в Чебоксарах Чувашский Керем (Национальный дворец) – символ республики, символ нации. Городская администрация дала добро, но Правительство республики отказалось. Тогда краеведы предложили строить способом ниме (всеобщей помочи) и с долевым участием строительных компаний под их собственность. Отозвался ли хоть один состоятельный чуваш?
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.