Ссылки для упрощенного доступа

Самооблажались


Референдумы по самообложению
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:51 0:00

Референдумы по самообложению

"Единый день референдумов" прошел накануне в Татарстане. В 900 населенных пунктах жителям предлагалось ответить лишь на один вопрос – готовы ли они "скинуться" на самые различные нужды поселения: от ремонта дорог до профилактики экстремизма. Журналисты "Idel.Реалии" отправились в поселок Васильево, что в 20 километрах от Казани, и вместе с десятком наблюдателей из разных городов страны проследили за ходом голосования. Референдум в поселке не состоялся из-за низкой явки.

ВЗЯТКА ЗА "ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ"

– Ко мне тут такие предложения пошли... ух! – пишет в 17:45 в общем чате независимых наблюдателей один из общественников, наблюдающий за референдумом по самообложению в Васильево на участке №1560.

– Треугольники предлагают? – иронизирует другой наблюдатель.

– Деньги! – лаконично отвечает молодой человек.

За два часа до закрытия участка комиссия понимает, что 50%-ой явки не будет

Чуть позже он рассказывает журналистам "Idel.Реалии", что председатель комиссии таким образом предлагает ему посодействовать в "хорошем результате" на этом участке. За два часа до закрытия участка комиссия понимает, что 50%-ой явки не будет – именно столько необходимо, чтобы референдум состоялся.

Наблюдатель от такого предложения отказался. Так же как и Ленар Хасанов, которому двумя месяцами ранее с таким же предложением обратилась член комиссии в Кукморе, чтобы тот не разглашал информацию о найденных в соседнем помещении 99 заполненных бюллетенях за "Единую Россию".

– Вы же сами не пишите – вам диктуют всё в телефоне. Сейчас решение сделаем. Протокол заседания, что он пишет под диктовку, – ближе к окончанию голосования сообщает наблюдатель, которому ранее, по его словам, предлагали взятку. "Приняли решение о том, что я пишу жалобу под диктовку", – резюмирует молодой человек решение комиссии.

Дорога через дачи, потеряться там легко, много кто не возвращается

Ближе к концу голосования предложение дать взятку заменяют угрозой. "Дорога через дачи, потеряться там легко, много кто не возвращается", – цитирует наблюдатель заместителя председателя комиссии. Однако, как сообщил наблюдатель по завершению работы в комиссии, его нахождение на участке обошлось без эксцессов.

ЯВКА МЕНЕЕ 5%

Самая низкая явка в Татарстане – в поселке Октябрьском. Наблюдателю удалось отметить лишь 88 человек, у комиссии результат оказался чуть больше – 109. Итоговая явка составила менее 5%. Референдум не состоялся.

В Октябрьском на референдуме задавали следующий вопрос: согласны ли они единовременно выплатить 200 рублей на строительство и ремонт дорог в границах поселения, на благоустройство и изготовление сметной документации и на осуществление строительного контроля. Отметим, что референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняли участие более 50% жителей поселения. Если референдум состоится, то власти республики выделят на каждый собранный рубль по четыре рубля в рамках программы софинансирования.

Самообложение или софинансирование применяется в Татарстане вот уже четвертый год

Такое отношение жителей Октябрьского к референдумам по самообложению наблюдается уже не в первый раз – в 2014 году жители поселка также не пришли голосовать.

В Васильево, так же как и в Октябрьском, собирают деньги на строительство, ремонт и содержание уличного освещения и дорог в границах сельского поселения, на покупку инертных материалов, на изготовление сметной документации и осуществление строительного контроля. Отметим, что в поселке сегодня на одном из участков также выбирали депутата поселкового совета.

Самообложение или софинансирование применяется в Татарстане вот уже четвертый год. За последние три года почти во всех татарстанских районах прошли подобные референдумы. Собирали на решение любых вопросов местного значения – от дорожных работ и установки освещения до облагораживания территории и установки памятников.

Главное преимущество софинансирования в том, что на каждый собранный рубль правительство Татарстана выделяет еще по четыре. То есть если с жителей по результатам референдума решено собрать по сто рублей, то на эти деньги государство выделит еще четыреста. Все средства, выделенные правительством и собранные с жителей, должны быть целевыми – направляться только на работы, указанные в вопросе референдума.

Такая практика так понравилась муниципалитетам Татарстана, что в сельских поселениях и даже в городах референдумы проводятся каждый год.

"КАРУСЕЛЬЩИК"

Около 11 утра наблюдатель Владимир Егоров сообщает, что член комиссии №1562 выдавал бюллетени группе рабочих, которые не являются избирателями, закрепленными на этом участке. По словам Егорова, еще до этого эпизода он заметил несколько подобных случаев, однако руководство комиссии отнекивалось, что член комиссии просто ошибся, перепутав строку. Не выдержав очередного странного наплыва избирателей, Егоров подошел к столу члена комиссии и попросил вместе с сотрудником полиции проверить фамилию человека в паспорте. После того, как мужчина показал паспорт, а наблюдатель попытался найти его фамилию в списке избирателей, выяснилось, что ее там нет, а согласно прописке, избиратель и вовсе не может тут голосовать.

Согласно прописке, избиратель и вовсе не может тут голосовать

В этот момент, продолжает Егоров, трое проголосовавших уже успели покинуть участок (кстати, не отапливаемый!); еще трое убежали, так и не получив бюллетеней, а последний попытался скрыться, однако Егоров успел его поймать уже на улице, хотя сотрудник полиции, по его словам, преследовать нарушителя отказалась.

Через некоторое время на участок прибыли сотрудники полиции и "кто-то из братвы", как его окрестили местные жители. Помимо "карусельщика", досталось и члену комиссии – его отстранили от работы за незаконную выдачу бюллетеней.

К моменту приезда журналистов "Idel.Реалим" на участок предполагаемого "карусельщика" опрашивали сотрудники полиции. Через несколько минут на место приехал и представитель Следственного комитета из соседнего Зеленодольска. Зайдя на участок, он не стал подниматься на второй этаж, где располагался участок, а проследовал в кабинет на первом этаже. После этого следователь всё-таки поднялся на участок и провел опись документов и взял объяснение у участников утренних событий.

Попытавшись найти "карусельщика", журналисты "Idel.Реалий" направились в кабинет на первом этаже, но вместо правоохранителей и нарушителя наткнулись лишь на... немецкую овчарку, одиноко сидевшую в комнате и смотревшую на монитор компьютера с разложенным пасьянсом "Косынка".

Уже после закрытия участков журналистам "Idel.Реалим" удалось выяснить у участкового Ильдара Рахматуллина, что "карусельщика" отпустили. Более подробные комментарии сотрудник полиции давать отказался, поскольку "не может знать точно, что с ним беседует по телефону журналист".

"ПРЯМ СЕЙЧАС ПЛАТИТЬ?"

Жители Васильево в большинстве своем знали, что в поселке проходит референдум. Одна женщина заявляет нам: по телевидению сообщали, что к гражданам могут приходить какие-то люди и отговаривать от того, чтобы идти на референдум.

Продавцы на местном рынке отказываются разговаривать на камеру, но в личной беседе уточняют, что на референдум не пойдут – без них и так уже всё решили. Трое опрошенных оказались недовольны дополнительным сбором, но 100 рублей – не такие большие для них деньги, чтобы голосовать против.

Как государство может спрашивать деньги у населения? Зачем нам платить, если государство должно это делать?

В кафе рядом с рынком слегка подвыпивший молодой человек также отказывается говорить на камеру, но без нее не стесняется говорить о том, что государство и так должно выделять деньги на дороги и освещение. "Я и так ровно хожу, хоть и по таким дорогам", – сетует он.

– Как государство может спрашивать деньги у населения? Зачем нам платить, если государство должно это делать? Я, например, на машине не езжу. А у нас же есть общак государственный, а с нас еще хотят? Меньше воровать будут – будут и дороги хорошие! Для настоящих жуликов (имеется в виду – по воровским понятиям) – уважение и почет – они у людей не воруют! И не в таком количестве, как государство у нас. Гуманитарная помощь – это хорошо, но надо и для своих, – рассуждает молодой человек, который, как он признается позже, на референдум не пойдет.

На участке №1562, где часом ранее предотвратили "карусель", женщина, явно знакомая с членом комиссии, показывая на бюллетень, шепотом интересуется: "А это че?"

Пожилой мужчина возмущается, что платит на нужды поселка уже два-три года подряд, а снег так и не чистят

– Самообложение, – логично поясняет член комиссии.

– Прям сейчас платить? – уточняет избиратель.

– Да неееет, – успокаивает ее женщина.

На участке №1561 пожилой мужчина, садясь на стул перед членом комиссии, возмущается, что платит на нужды поселка уже два-три года подряд, а снег так и не чистят. "Ладно хоть свет нормальный", – успокаивает себя мужчина, хотя журналисты "Idel.Реалии" нормальное освещение в Васильево так и не обнаружили.

– Еще снега-то не было, – резонно поправляет избирателя председатель комиссии. Тот в ответ молчит, получает бюллетень и идет в кабинку для голосования.

НЕ ЧЛЕН

На референдуме в поселке Васильево наблюдатель Олег Белгородский примерно в 18 часов обнаружил, что Наталья Логинова на протяжении 11 часов незаконно выдавала бюллетени избирателям, поскольку, как выяснилось позже, членом комиссии не являлась.

Нарушение зафиксировали на участке №1559. Как рассказал "Idel.Реалии" Белгородский, он заметил, что девушка выдает по два-три бюллетеня в руки избирателям, а после того, как он попросил ее показать ему паспорт, выяснилось, что она, согласно официальному сайту ЦИК РТ, членом комиссии не является. После этого Логинова, по словам Белгородского, сбежала с участка. Отметим, что согласно открытым источникам, Наталья Логинова была членом данной комиссии, однако сейчас им не является.

Белгородский, впрочем, через полчаса сообщил, что девушка вернулась на участок и ее допустили к работе в комиссии. Логинова работает бухгалтером-кассиром в санатории "Васильевский", а председатель комиссии – там же главврачем и та, процитировал Белгородский, "доверяет своей сотруднице". Наблюдатель попытался вызвать полицию, но участковый был на другом участке и не захотел приезжать по вызову. Дело в том, что он "решил остаться следить за массовыми беспорядками в Мостопоезде" – в другой комиссии, где ранее задержали "карусельщика". Слова участкового передал наблюдатель Владимир Егоров.

***

В день голосования наблюдатели из поселка Васильево сообщали также и о других нарушениях. Так, на участке №1555 наблюдатель выявил "карусель". По её словам, четверо граждан пришли на участок быстрым шагом под присмотром молодого человека. Наблюдатель вспомнил, что одного из избирателей – женщину – уже видел на данном участке. В результате этого трое все-таки успели проголосовать, а женщина покинула участок.

В Васильево и поселке Осиново в урнах для голосования наблюдатели заметили пачки бюллетеней

Кроме того, наблюдатели заявляли о завышении явки и попытках членами комиссий выдавать избирателям сразу несколько бюллетеней. Другие нарушения, по данным избирателей, касались попыток голосования за других людей, например, за родственников. Также активисты говорили о возможных вбросах бюллетенях в Васильево и поселке Осиново – в урнах для голосования наблюдатели заметили пачки бюллетеней.

Во второй половине дня общественники зафиксировали нарушение при надомном голосовании. Члены комиссии отправились на надомное голосование в дом престарелых по звонку одного из избирателей. Члены комиссии, однако, взяли с собой 20 бюллетеней и вернулась с 20-ю же заполненными.

В Васильево референдум по самообложению не состоялся ввиду низкой явки. В подавляющем большинстве поселений Татарстана референдумы состоялись. Независимых наблюдателей там не было.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG