Ссылки для упрощенного доступа

В Уфе "Русский марш" не состоялся


Участники акции "Русский марш" в Москве, 4 ноября 2016 года
Участники акции "Русский марш" в Москве, 4 ноября 2016 года

Русские национальные движения, действующие в Башкортостане, отказались в этом году от проведения "Русского марша". Корреспондент "Idel.Реалии" поговорил с руководителем регионального отделения незарегистрированной Национально-демократической партии России Константином Кузнецовым о причинах такого отказа и о современных взглядах русских националистов.

- Почему в нынешнем году марш в Уфе не состоялся?

- Мы проводили "Русский марш" в Уфе с 2013 года. Тогда, несмотря на противодействие силовиков, он прошел успешно, вышло около 300 человек. Власти сделали свои выводы – в следующем, 2014 году нас «сослали» в отдаленную, заречную часть города "Затон", разрешив только митинг. Сам марш был запрещен, всех организаторов, в том числе и меня, 4 ноября задержала полиция. В 2015 году нам запретили и митинг, сославшись на то, что все подходящие площадки в Уфе уже заняты под различные мероприятия.

Сложно демонстрировать единство, там где его нет

В этом году мы отказались от проведения марша. Основная причина – русское движение находится в очевидном кризисе. Например, московский марш, который прошел в Люблино , впору скорее назвать "проукраинским", нежели "русским", а приемлемое для нас в плане содержания мероприятие на Суворовской площади в столице носило не маршевый характер. А в целом, сложно демонстрировать единство, там где его нет. Определенно, русское движение сейчас нуждается в переформатировании, в переосмыслении ценностей. Поэтому оргкомитет "Русского марша" в Уфе, в который, кроме представителей нашей партии, входят также представители Русского народного центра "Патриот", непартийные активисты, принял решение в нынешнем году взять тайм-аут.

Константин Кузнецов
Константин Кузнецов

- Если бы уфимский марш состоялся, с какими лозунгами вышли бы его участники?

- Наши лозунги неизменны: в масштабах всей страны - это самоопределение русского народа, ограничение неконтролируемой миграции. Местная проблематика также прежняя – противодействие подспудному сепаратизму и распространению радикального исламизма, защита права наших школьников на свободный выбор изучения родного языка в противовес навязыванию изучения башкирского языка. Также мы выступаем в защиту памятников истории и архитектуры в наших городах, уничтожаемых уже десятками. Эту ситуацию можно охарактеризовать, как катастрофическую - разрушаются, сносятся как отдельные выдающиеся памятники, в том числе, занесенные в реестр, так и в целом средовая застройка старой Уфы XIX – начала XX веков. Тем самым, уничтожается память об истории Уфы, как одной из первых русских крепостей на Урале, в дальнейшем – крупного русского губернского города. А то, что строят на месте уничтоженных домов – это, как правило, редкостное уродство.

Тема миграции тоже присутствует в перечне наших требований, хотя для нашей республики она не столь животрепещуща, как в Москве и некоторых других регионах. Тем не менее, проблема неконтролируемой миграции есть и у нас, она порождает рост преступности, коррупции. Число мигрантов уже не поддается никакому учету. Выгодополучателями же этой ситуации являются либо коррумпированные чиновники, либо предприниматели, максимизирующие свою прибыль за счет недоплаты мигрантам, которые, замечу, трудятся фактически в рабских условиях. Поэтому наше требование здесь - введение визового режима со странами Закавказья и Средней Азии.

- Среди ваших лозунгов Вы упомянули такой, как "противодействие сепаратизму". В чем, по-Вашему, в нынешнем Башкортостане проявляется сепаратизм?

- В плане лозунгов уличной политики сепаратизм сейчас, к счастью, не звучит, но определённо эти идеи разделяет некоторое количество людей, они есть в Интернете, пока чаще даже какими-то намёками, раскручиванием враждебности к России и русским, однобокой интерпретации истории русско-башкирских отношений. Например, в прошлом году мы выступили против возможной установки памятнику Ахмет-Заки Валидову , так как считаем, что его гражданское почитание недопустимо, потому что человек был всю жизнь враждебен России, и не только на словах, но и на деле.

Исмаги́л Таси́мов (XVIII век) (башк. Исмәғил Тасим улы) — российский рудопромышленник, инициатор создания Горного училища в Санкт-Петербурге

Тогда как, например, личность Исмагила Тасимова тут мало кому интересна. Хотя, как инициатор создания горного училища в Санкт-Петербурге и яркого примера положительного взаимоотношения русских и башкир он заслуживает определённо не меньшего почитания, чем Валидов.

- В прежние времена в адрес местных властей было много упреков в том, что происходит массовая "башкиризация" государственного и муниципального аппарата. Как, по-Вашему, обстоит дело сейчас? Можете ли Вы сказать, что русские в Башкортостане как-то притесняются?

- Считаю, что сейчас, в целом, такого притеснения нет. Во всяком случае, вопрос не стоит остро. После ухода с поста президента Муртазы Рахимова этнического подхода в плане назначения чиновников на государственные и муниципальные должности стало заметно меньше. Насколько я могу судить, сейчас в таких вопросах более или менее соблюдается пропорциональный подход, соответственно национальному составу населения в том или ином районе.

- В годы правления Муртазы Рахимова было также много протестов со стороны русскоязычного населения против обязательного изучения башкирского языка в школах…

- Ситуация здесь сейчас такова - основное давление идет со стороны министерства образования республики. Оно, отталкиваясь от республиканской Конституции, где есть норма о государственном статусе, как русского, так и башкирского языка, от норм регионального закона об образовании, считает, что башкирский язык должен преподаваться в школах всем учащимся. Однако, на самом деле ни один акт прямо не вменяет в обязанность изучение обоих языков. Юридически у школьников и их родителей есть право выбора, какой язык будет изучаться. Тем не менее, минобразования оказывает определенное и постоянное давление на городские и районные отделы образования, директоров школ, гимназий, что на практике приводит к сокращению часов изучения русского языка за счет башкирского.

- Все же, один из главных лозунгов "Русских маршей" - "Хватит притеснять русских!" В чем, все-таки, по-Вашему, состоят притеснения?

- Центральный смысл этого лозунга в том, что в России русских не признают, как народ. Это видно, прежде всего, из текста российской Конституции, в преамбуле которой употреблено понятие "многонациональный народ Российской Федерации". Это совершенная химера, никому непонятная. Должно быть записано, что Российская Федерация существует на основании права русского народа, русской нации на самоопределение. При этом Россия гарантирует беспрепятственное развитие национальной культуры для всех ее коренных народов, перечень которых также должен быть прописан законодательно. В общем, мы говорим о реализации национального суверенитета русского народа, а не об угнетении других народов, чьё право на идентичность уже реализовано в наличии их республик.

- Представители национальных движений могут задать здесь вопрос – не поведут ли такие изменения впоследствии к упразднению национальных республик? Подобные предложения от некоторых представителей российской элиты звучат постоянно, например, от Владимира Жириновского.

- В программе нашей партии таких требований нет. Считаю, что они ведут лишь к межнациональным конфликтам.

- А что думают русские националисты об идее создания закона о российской гражданской нации, выдвинутой на последнем заседании Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ?

- Новую нацию невозможно создать из ничего. Что послужит точной сборки этой новой "нации", какая идентичность? К какому знаменателю все должно быть приведено?

Если рассуждать логически, то, создавая такую нацию, действительно, нужно отменить все национальные автономии, вообще абсолютно изъять из федерального законодательства все этническую составляющую, сделать все максимально однородным. Но непонятно, каким именно. Мы же выступаем за суверенитет русской нации, как основателя и учредителя Российской Федерации - при сохранении прав других коренных народов. Посудите сами, какая идея может быть более конфликтной.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG